ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения)
Г л а в а 1. Общие положения
-
- Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
- Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
- Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:
- формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы;
- способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
- формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
- развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.
Г л а в а 2. Организация содержания учебного предмета «Русская литература»
-
- Объем учебной нагрузки учебного предмета «Русская литература» составляет: в 9 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
- Содержание программы по учебному предмету «Русская литература» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания.
- Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.
- Базовое содержание учебного предмета составляют 3 раздела: «Понимание и ответы по тексту», «Анализ и интерпретация текста», «Оценка и сравнительный анализ».
- Раздел «Понимание и ответы по тексту» включает следующие подразделы:
- понимание терминов;
- понимание художественного произведения;
- чтение наизусть и цитирование;
- составление плана;
- пересказ;
- ответы на вопросы.
- Раздел «Анализ и интерпретация текста» включает следующие подразделы: 1) жанр;
- тема и идея;
- композиция;
- анализ эпизодов;
- характеристика героев;
- художественный мир произведения в разных формах представления;
- отношение автора;
- художественно-изобразительные средства;
- творческое письмо.
- Раздел «Оценка и сравнительный анализ» состоит из следующих подразделов:
- оценивание художественного произведения;
- сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства;
- сопоставление произведений литературы;
- оценивание высказываний.
- Базовое содержание для 9 класса:
- Понимание и ответы по тексту: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм, понимание художественного произведения, критическое осмысление информации, выражение отношения к услышанному или прочитанному, самостоятельное нахождение в тексте и выразительное чтение наизусть цитат, фрагментов, связанных с проблематикой произведения, тезисный план, пересказ содержания произведения, использование разных приемов пересказа, творческое переосмысление развития сюжета, развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;
- анализ и интерпретация: определение жанра и его признаков (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ), определение темы и идеи произведения, выражение мнения об их актуальности и аргументация своей позиции, выделение в тексте произведения элементов композиции, различие видов композиции, объяснение значения лирических отступлений, анализ в произведении эпизодов, важных для определения конфликта, объяснение связи с другими эпизодами, характеристика героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений, анализ художественного мира произведения, оформление своего представления с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, диаграммы), способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям, анализ средств и приемов создания образов, изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градации, парцелляции), написание сочинений на литературные и свободные темы, рецензий (на спектакли и/или экранизации произведения);
- оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, объяснение своей позиции с учетом различных мнений, оценивание актуальности проблематики произведения, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, характеристика сходств и различий в средствах создания образов, выделение индивидуальных авторских приемов, сопоставление произведений (или фрагментов) русской литературы с произведениями казахской и мировой литературы, близких по тематике/ проблематике/ жанру, с учетом особенностей национальной культуры, объяснение позиции авторов, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности.
- Изучаемые произведения:
- У. Шекспир. Сонеты;
- П. Н. Васильев. «И имя твое…» и другие стихотворения;
- А. С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»;
- И. С. Тургенев. «Ася»;
- А. И. Куприн. «Олеся»;
- Н. В. Гоголь. «Шинель»;
- Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»;
- Л. Н. Толстой. «После бала»;
- А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»;
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»;
- Н. В. Гоголь. «Мертвые души»;
- А. С. Пушкин. «Пиковая дама»;
- А. П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя);
- Н. С. Лесков. «Жемчужное ожерелье».
Тема | Изучаемые произведения | Навыки | Цели обучения | |
1 четверть | ||||
Странности | 1. У. Шекспир. | Понимание и | 9.1.1.1 – понимать термины: романтизм и | |
любви | Сонеты | ответы на | реализм как литературные направления, | |
2. П.Н. Васильев. | вопросы | исторический образ (персонаж), трагедия, | ||
«И имя твое…» и | комедия, поэма, символ, психологический | |||
другие | параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, | |||
стихотворения | автобиографизм; | |||
3. А.С. Пушкин. | 9.1.2.1 – понимать художественное | |||
Лирика, «Цыганы» | произведение, критически осмысливая; | |||
4. И.С. Тургенев. | различать открытую и скрытую (подтекст) | |||
«Ася» | информацию; | |||
5. А.И. Куприн. | 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и | |||
«Олеся» | выразительно читать наизусть цитаты, | |||
фрагменты, отражающие тематику | ||||
произведения; | ||||
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный | ||||
план; | ||||
9.1.5.1 – пересказывать содержание | ||||
произведения или отрывка, используя | ||||
разные приемы цитирования; | ||||
9.1.6.1 – давать аргументированный ответ | ||||
на проблемный вопрос, используя цитаты | ||||
Анализ и | 9.2.2.1 – определять тему и идею | |||
интерпретация | произведения, выражая свое мнение о | |||
проблематике; | ||||
9.2.3.1 – выделять в тексте произведения | ||||
элементы композиции, объяснять значение | ||||
вставных эпизодов; | ||||
9.2.5.1 – характеризовать героев | ||||
произведения, их поступки, мотивы | ||||
поведения, значение имен и фамилий; | ||||
9.2.8.1 – анализировать способы авторской | ||||
характеристики героев, изобразительные | ||||
средства, в том числе звукопись и | ||||
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса | ||||
(риторические фигуры, антитезы, | ||||
перифразы, инверсии, анафоры, градация), | ||||
литературные приемы (символ, | ||||
психологический параллелизм, | ||||
автобиографизми) | ||||
Оценка и | 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении | |||
сравнительный | произведения, отстаивая свою точку зрения, | |||
анализ | оценивая поведение, поступки героев, | |||
позицию автора | ||||
2 четверть | ||||
Тема | 1. Н.В. Гоголь. | Понимание и | 9.1.2.1 – понимать художественное | |
«малень- | «Шинель» | ответы на | произведение, критически осмысливая; | |
кого | вопросы | различать открытую и скрытую (подтекст) | ||
человека» | информацию; |
«Бедные люди»
«После бала»
«Гранатовый браслет» |
9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику
произведения |
|||
Анализ и интерпре- тация | 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);
9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике; 9.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов; 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, ПОПС- формулы, диаграммы); 9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям; 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологи- ческий параллелизм, автобиографизм); 9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства |
|||
Оценка и сравнительны й анализ | 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в
разных видах искусства |
|||
3 четверть | ||||
Сатира на общество | 1. А.С. Грибоедов.
«Горе от ума» 2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души» |
Понимание и ответы на вопросы | 9.1.1.1 – понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;
9.1.5.1 – пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты |
Анализ и интерпретация | 9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета;
9.2.5.1 – характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, формулы, диаграммы); 9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям; 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм) |
||
Оценка и сравнительный анализ | 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства;
9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры |
||
4 четверть | |||
Тайны человече- ской души |
«Пиковая дама»
«Ионыч», «Человек в футляре» (по выбору учителя)
«Жемчужное ожерелье» |
Понимание и ответы на вопросы | 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения;
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план |
Анализ и интерпретация | 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма);
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и ролью в развитии сюжета; 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллекткарты, ментальные карты, формулы, диаграммы); 9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям; |
ПРИМЕРНОЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Русская литература» в школах с русским языком обучения 9 класс (102 ч.)
Изучаемые произведения | Количество часов | Навыки | Цели обучения |
1-я четверть
Р азд ел І. СТРАННОСТИ ЛЮБВИ (24 ч.) |
|||
9-10. Эпоха романтизма в культуре и литературе. Особенности русского романтизма
«Цыганы»
|
1 ч
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
Понимание и ответы на вопросы | 9.1.1.1 – понимать термины: жанр, сонет, романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.
9.1.2.1 – понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию. 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. 9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план. 9.1.5.1 – пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты. |
Анализ и интерпретация | 9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике.
9.2.3.1 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов. 9.2.5.1 – характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий. 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитеза, перифраз, инверсия, анафора, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм). |
17-18-19. С. Тургенев –
«учитель правды и нравственной красоты». «У счастья нет завтрашнего дня…». Тема любви в повести «Ася»
А. И. Куприне
«Олеся»
|
Оценка и сравнительный анализ | 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. | |
3 ч | |||
1 ч | |||
1 ч
1 ч |
|||
1 ч
1 ч |
|||
2-я четверть
Р азд ел ІІ. ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» (24 ч.) |
|||
«Шинель». Рождение замысла из анекдота 27-28. Пять шинелей в жизни Акакия Башмачкина 29-30. Художественное своеобразие повести 31. Гуманист и пророк Ф. М. Достоевский 32-33. Роман «Бедные люди». Творческая история. Переписка двух униженных сердец 34-35. «Маленький человек» по Достоевскому 36-37. Макар Девушкин как читатель Пушкина и Гоголя |
1 ч
2 ч
2 ч 2 ч |
Понимание и ответы на вопросы | 9.1.2.1 – понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию.
9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. |
Анализ и интерпретация | 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма). 9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике.
9.2.3.1 – выделять в тексте произве- дения элементы композиции, объяс- нять значение вставных эпизодов. 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы). 9.2.7.1 – определять способы выраже-ния авторского отношения к героям. 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса. |
«Шинель» и роману Ф. Достоевского «Бедные люди» СОР 3
40-41. Композиция и образы рассказа «После бала» 42-43. Жизненный материал и его преображение в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 44-45. Именины в семье Шеиных и символика подарка 46-47. Большая любовь «маленького человека». Трагическая судьба Желткова СОР 4 48. СОЧ за 2 четверть |
1 ч
2 ч 2 ч 2 ч 1 ч |
(риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).
9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразительные средства. |
||
Оценка и сравнительный анализ | 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства. | |||
3-я четверть | Р а з д е л I I I . САТИРА НА ОБЩЕСТВО (30 ч.) | |||
– свободно и свободно». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»
Инсценировка комедии «Горе от ума» в классе или школьном театре 61-62. Итоговая работа по комедии А. Грибоедова «Горе от ума» СОР 5 |
1 ч | Понимание и ответы на вопросы | 9.1.1.1 – понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологи-ческий параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм.
9.1.5.1 – пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования. 9.1.6.1 – давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты. |
|
1 ч | ||||
1 ч | ||||
1 ч | ||||
1 ч
1 ч |
||||
1 ч
1 ч |
Анализ и интерпретация | 9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета.
9.2.5.1 – характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий. 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы). 9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям. 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры |
||
1 ч | ||||
1 ч
1 ч |
||||
1 ч | ||||
2 ч |
N. Читаем первую главу
Читаем четвертую главу
70-71. Написание рецензии на экранизацию поэмы Инсценировка или выразительное чтение по ролям эпизодов из текста поэмы
«Повести о капитане Копейкине» 75-76. Кто такой «приобретатель» Чичиков? Последняя глава. СОР 6
|
1 ч
1 ч |
поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм). | ||
1 ч | ||||
1 ч
1 ч 1 ч 1 ч |
||||
Оценка и сравнительный анализ | 9.4.2.1 – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства.
9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры. |
|||
2 ч | ||||
1 ч | ||||
1 ч | ||||
1 ч | ||||
2 ч | ||||
1 ч
1 ч |
||||
4-я четверть | Р азд ел IV. ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (24 ч) | |||
«Пиковой дамы» |
1 ч
1 ч |
Понимание и ответы на вопросы | 9.1.3.1 – самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
9.1.4.1 – составлять сложный цитатный план. |
81-82. Герои повести и их душевные тайны. Лиза и графиня. Томский и Германн
«Влюбленный антропос»
92-93. Творческая работа по теме: «Рассказы А. Чехова» СОР 8
«Жемчужное ожерелье» 97-98. Образы рассказа. Красота человеческой души в рассказе «Жемчужное ожерелье» 99. Художественный стиль рассказа Н. Лескова 100-101. Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Н.С. Лескова 102. СОЧ за 4 четверть |
2 ч
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч
1 ч 1 ч
1 ч |
Анализ и интерпретация | 9.2.1.1 – определять жанр и его признаки (трагедия, комедия, поэма).
9.2.4.1 – анализировать эпизоды произведений, объяснять их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета. 9.2.6.1 – анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы). 9.2.7.1 – определять способы выражения авторского отношения к героям. 9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм). 9.2.9.1 – писать творческие работы (письмо литературному герою, сценарии), выражая отношение к герою, его поступкам, используя изобразитель- ные средства. |
Оценка и сравнительный анализ | 9.4.3.1 – сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.
9.4.4.1 – оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности. |