Календарно-тематическое планирование по предмету «Всемирная история» для 10 класса ОГН по обновленному содержанию
Разделы | Темы | Кол-во часов | Цели обучения |
I четверть (16 ч.) | |||
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.1. Цивилизация: теории и подходы к изучению |
Понятие «цивилизация» | 1 | 10.1.1.1 использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
10.1.1.2 объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация» |
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.2. Классификация цивилизаций |
Традиционный (аграрный) тип цивилизации: оседло-земледельческая, кочевая | 1 | 10.1.2.1 объяснять особенности традиционного типа цивилизации;
10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития |
Индустриальный этап развития цивилизации | 1 | 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.2.3 объяснять особенности индустриального типа цивилизации |
|
Постиндустриаль-ный этап развития цивилизации | 2 | 10.1.2.4 объяснять особенности постиндустриального этапа развития цивилизации;
10.1.2.5 определять влияние информационных технологий на развитие современной цивилизации |
|
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.3. История мировых цивилизаций |
Цивилизации Древнего мира | 1 | 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.3.1 выявлять особенности древних цивилизаций на основе сравнительного анализа их характерных признаков; 10.1.3.2 определять влияние религиозных верований на развитие древних цивилизаций; 10.1.3.3 исследовать философские учениядревности о развитии общества и государства |
Традиционные цивилизации Африки, Америки, Австралии и Океании | 1 | 10.1.2.2 анализировать взаимосвязь хозяйственной деятельности и цивилизационного развития;
10.1.3.4 выявлять особенности локальных цивилизаций на основе сравнительного анализа их характерных признаков; 10.1.3.2 определять влияние религиозных верований на развитие древних цивилизаций; 10.1.3.5 определять причины трансформации цивилизационных особенностей регионов |
|
Мировые религии и развитие цивилизаций | 2 | 10.1.3.6 характеризовать этапы и особенности развития мировых религий;
10.1.3.7 объяснять философские основы мировых религий; 10.1.3.8 выявлять общие нравственные ценности в учениях мировых религий; 10.1.3.9 определять тенденции развития мировых религий в условиях современной цивилизации; 10.1.3.10 оценивать влияние на общество современных деструктивных религиозных организаций и течений |
|
Раздел 1. Цивилизация: особенности развития
Подраздел 1.4. Взаимодейст вие цивилизаций |
Торгово-экономическая сфера взаимодействия цивилизаций | 2 | 10.1.4.1 определять роль мировой торговли в развитии цивилизаций, выявляя причинно-следственные связи;
10.1.4.2 определять роль международных организаций в развитии мировой экономики |
Дипломатическая сфера взаимодействия цивилизаций | 1 | 10.1.4.3 оценивать значение дипломатии как фактора сближения цивилизаций;
10.1.4.4 определять роль дипломатии в развитии современной цивилизации |
|
Военно-политический аспект взаимодействия цивилизаций | 2 | 10.1.4.5 объяснять причины завоевательных походов в древности и в средние века;
10.1.4.6 определять причинно-следственные связи колониальной экспансии и глобальных проблем современного мира; 10.1.4.7 выявлять особенности и последствия военных конфликтов в контексте развития современной цивилизации |
|
Диалог культур | 1 | 10.1.4.8 описывать взаимодействие и взаимовлияние культур, исследуя достижения различных цивилизаций;
10.1.4.9 оценивать влияние глобализации на духовное развитие общества, определяя его позитивные и негативные стороны |
|
Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) | 1 | ЦО за I четверть | |
II четверть (16 ч.) | |||
Раздел 2. Этничекие и социальные процессы
Подраздел 2.1. Антропогенез и этногенез |
Теории происхождения человека | 2 | 10.2.1.1 систематизировать и обобщать различные теории антропогенеза |
Теории происхождения этносов | 2 | 10.2.1.2 использовать понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
10.2.1.3 систематизировать и обобщать различные теории этногенеза; 10.2.1.4 исследовать и особенности научных взглядов Л.Н. Гумилева опроисхождении и развитии этносов |
|
Этническая карта мира: история и современность | 3 | 10.2.1.5 объяснять этнические процессы в различные исторические периоды, используя карту мира;
10.2.1.6 определять причины ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном этапе; 10.2.1.7 обосновывать важность сохранения этнического и культурного многообразия в условиях глобализации |
|
Раздел 2. Этничекие и социальные процессы
Подраздел 2.2. Межэтничес кие отношения в мировой истории |
Межнациональные отношения: проблемы и противоречия | 2 | 10.2.2.1 использовать термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
10.2.2.2 определять причинно-следственные связи возникновения межнациональных конфликтов; 10.2.2.3 оценивать характер межнациональных отношений на современном этапе на основе анализа исторических событий |
Межнациональные отношения: способы мирного взаимодействия | 2 | 10.2.2.4 анализировать роль международных организаций в регулировании межнациональных отношений;
10.2.2.5 оценивать эффективность интеграционных процессов в современном мире; 10.2.2.6 доказывать возможность мирного взаимодействия этносов на примере казахстанской модели межнационального согласия |
|
Раздел 2. Этничекие и социальные процессы
Подраздел 2.3. Исторические формы социальной организации общества |
Разнообразие теорий о социогенезе | 2 | 10.2.3.1 использовать понятия «социогенез», «формационный подход», «цивилизационный подход» для объяснения исторических процессов;
10.2.3.2 систематизировать и обобщать различные теории социогенеза |
Исторические формы социальной организации общества | 2 | 10.2.3.3 объяснять исторические формы социальной организации общества, выявляя их характерные признаки;
10.2.3.4 исследовать социальную стратификацию современного общества |
|
Суммативное оценивание за II четверть (СОЧ) | 1 | ЦО за II четверть | |
III четверть (20 ч.) | |||
Раздел 3. Из истории государства,
войн и революций Подраздел 3.1. Исторические типы и формы государства и политические режимы |
Понятие государства. Теории происхождения государства | 1 | 10.3.1.1 использовать термины «государство», «власть», «институт управления» для объяснения исторических событий и процессов;
10.3.1.2 сравнивать теории происхождения государства для объяснения особенностей государственного устройства; |
Эволюция форм государства: от древности до современности | 1 | 10.3.1.3 выявлять и анализировать закономерности изменения форм государственного устройства в контексте истории;
10.3.1.4 сравнивать исторические формы государств, выявляя их характерные признаки |
|
Типы политических режимов | 1 | 10.3.1.5 сопоставлять типы политических режимов на основе анализа источников, выявляя их сильные и слабые стороны;
10.3.1.6 анализировать особенности перехода от тоталитарного к демократическому политическому режиму в новейшей истории |
|
Раздел 3. Из истории государства,
войн и революций Подраздел 3.2. Военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории |
Образование мировых империй в эпоху античности | 1 | 10.3.2.1 объяснять, используя источники, процесс возникновения ранних империй на примере греко-персидских войн;
10.3.2.2 анализировать причины и последствия создания империй в эпоху античности; 10.3.2.3 оценивать роль походов Александра Македонского в распространении эллинизма |
Завоевательные походы гуннов как один из факторов перехода от античности к средневековью | 1 | 10.3.2.4 определять положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов;
10.3.2.5 обобщать закономерности перехода от античности к средневековью на основе анализа исторических источников |
|
Арабские завоевания и Крестовые походы | 2 | 10.3.2.6 определять причины арабских завоеваний и крестовых походов, делая аргументированные выводы;
10.3.2.7 сравнивать последствия арабских завоеваний и Крестовых походов, исследуя изменения в мире |
|
Влияние походов Чингисхана на изменение карты Евразии | 2 | 10.3.2.8 анализировать влияние монгольских завоеваний на процесс формирования национальных государств в Евразии;
10.3.2.9 оценивать последствия монгольских завоеваний, исследуя изменения в мире |
|
Влияние походов Наполеона на изменение Европы | 2 | 10.3.2.10 устанавливать причинно-следственные связи между наполеоновскими войнами и ускорением капиталистического развития в европейских странах;
10.3.2.11 оценивать значение Кодекса Наполеона в распространении либеральных общественных идей в Европе |
|
Влияние мировых войн ХХ века на систему международных отношений | 2 | 10.3.2.12 объяснять причины и последствия Первой и Второй мировых войн на основе анализа исторических документов;
10.3.2.13 оценивать эффективность Версальско-Вашингтонской и Ялтинско-Потсдамской систем и их влияние на современный мир; 10.3.2.14 анализировать тенденции развития международных отношений в период мировых войн |
|
Раздел 3. Из истории государства,
войн и революций Подраздел 3.3. Революция как один из факторов трансформации общества |
Буржуазные революции — катализатор формирования индустриального общества | 2 | 10.3.3.1 обобщать закономерности перехода от аграрного общества к индустриальному;
10.3.3.2 интерпретировать изменения социальной структуры в результате буржуазных революций; 10.3.3.3 оценивать положительные и отрицательные последствия революций |
Социалистическая революция как радикальный способ реализации идеи социального равенства | 2 | 10.3.3.3 оценивать положительные и отрицательные последствия революций;
10.3.3.4 исследовать этапы развития идеи социального равенства для понимания сущности социалистической революции; 10.3.3.5 выявлять социально-экономи-ческие и политические предпосылки перехода от капитализма к социализму; 10.3.3.6 объяснять изменения социальной структуры общества в результате социалистических революций |
|
Революции новейшего времени: причины и последствия | 2 | 10.3.3.7 анализировать содержание и итоги «бархатных» революций в Восточной Европе;
10.3.3.8 определять внешние и внутренние факторы «цветных революций» и «арабской весны»; 10.3.3.9 делать выводыо последствиях революционного способа решения проблем общества |
|
Суммативное оценивание за III четверть (СОЧ) | 1 | ЦО за III четверть | |
IV четверть (16 ч.) | |||
Раздел 4. Развитие культуры
Подраздел 4.1. Сохранение культурного наследия человечества |
Деятельность ЮНЕСКО по сохранению историко-культурного наследия человечества | 2 | 10.4.1.1 объяснять пути сохранения историко-культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО;
10.4.1.2 выявлять значимость историко-культурного наследия на примере памятников списка Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Крупнейшие музеи мира: сокровищница исторической памяти человечества | 4 | 10.4.1.3 исследовать историю крупнейших музеев мира, выявляя их особенности;
10.4.1.4 объяснять роль музеев в исследовании и сохранении историко-культурного наследия народов мира |
|
Раздел 4. Развитие культуры
Подраздел 4.2. Искусство — отражение развития общества |
Направления и стили искусства в контексте исторических процессов | 2 | 10.4.2.1 использовать термины «абстракционизм», «модернизм», «постмодернизм», «авангардизм», «футуризм», «кубизм», «сюрреализм», «экспрессионизм», «гиперреализм»,«хайтек» для понимания изменений в обществе;
10.4.2.2 определять влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства; 10.4.2.3 анализировать произведения известных представителей мировой культуры, выявляя особенности их творчества |
Тенденции развития современного искусства | 2 | 10.4.2.4 определять тенденции развития современного искусства, выявляя изменения и преемственность;
10.4.2.5 объяснять особенности массовой культуры, анализируя ее влияние на современное общество |
|
Раздел 4. Развитие культуры
Подраздел 4.3. Духовно-нравственные ценности современного общества |
Формирование общечеловеческих нравственных ценностей | 2 | 10.4.3.1 выявлять истоки формирования духовно-нравственных ценностей человечества на основе анализа источников |
Трансформация ценностей в контексте исторических событий | 1 | 10.4.3.2 исследовать примеры трансформации духовно-нравственных ценностей в контексте исторического развития общества, делая аргументированные выводы;
10.4.3.3 определять особенности исторических событий ХХ века, повлиявших на переоценку нравственных ценностей общества |
|
Проблема трансформации духовно-нравственных ценностей
в условиях глобализации |
2 | 10.4.3.4 объяснять значение общечеловеческих нравственных ценностей в современном мире для устойчивого развития общества;
10.4.3.5 анализировать влияние глобализации на национально-культурное развитие; 10.4.3.6 прогнозировать возможные пути духовно-нравственного развития человечества, определяя нравственный облик человека будущего |
|
Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) | 1 | ЦО за IV четверть | |
Итого за год: | 68 ч. |